меню
фотогалерея
история
те кто...
статьи
ссылки
гостевая книга
разное
контакты
назад
 
| В начало | Меню | История | Фотогалерея | Статьи | Разное | Контакты |

Катамаран "Торнадо"
Основные характеристики:


Длина наибольшая6.09 м
Длина по ватерлинии5.78 м
Ширина наибольшая 3.01 м
Ширина корпуса по КВЛ 0.33 м
Осадка корпусом/швертом 0.19/0.78 м
Масса 160 кг
Площадь парусности
общая 21.8 м2
грота 15.3 м2
Экипаж 2 чел.

Катамаран спроектирован в 1966 году англичанами Роднеем Мачем, Терри Пирсом и Регом Уайтом - впоследствии руководителем фирмы "Сайлкрафт", первой освоившей серийный выпуск этого типа судов, первым олимпийским чемпионом в классе "Торнадо" и двукратным чемпионом мира. Через год, благодаря победе Уайта в отборочных соревнованиях среди полутора десятков катамаранов аналогичного типа и размерений, "Торнадо" получил статус международного класса - монотипа IYRU, а в 1972 году, когда общее число зарегистрированных катамаранов превысило 1000 единиц, гонки на "Торнадо" были включены в программу олимпийской регаты 1976 г. в Кингстоне.
Катамаран строится как с корпусами из дерева, так и формованными из стеклопластика. Корпуса соединяются между собой с помощью двух поперечных балок - прессованных из легкого сплава труб обтекаемого профиля. Экипаж размещается на тенте из нейлоновой ткани, натянутом между корпусами и поперечными балками. Тонкая оболочка корпуса из стеклопластика подкреплена изнутри парой стрингеров. В носовой части каждого корпуса вклеена плита из пенопласта, обеспечивающая необходимую жесткость и служащая одновременно блоком аварийной плавучести. Каждый корпус снабжен швертовым колодцем. Идентичность обводов корпусов при обмере проверяется при помощи шести поперечных лекал - шаблонов, которые устанавливают в определенных сечениях по длине корпуса.
Алюминиевая мачта обтекаемого профиля устанавливается на сферическом подпятнике, ванты, штаг и трос трапеции крепятся к ней в одной точка, обеспечивая возможность поворота мачты в зависимости от курса относительно ветра. Катамаран оборудуется большим количеством стопоров и приспособлений для настройки вооружения. Грот снабжен сквозными латами и имеет форму задней шкаторины, близкую к эллиптической. "Торнадо" снабжен трапецией, Она позволяет удерживать судно в наиболее выгодном для развития максимальной скорости положении - с приподнятым наветренным поплавком.
В СССР первые "Торнадо" появились в 1973 г., хотя и до этого времени наши яхтсмены с гоночными катамаранами уже были хорошо знакомы: с 1965 г. у нас проводились соревнования всесоюзного масштаба на катамаранах класса "В".
На международной арене наши гонщики достигли наибольших успехов в 1978 -1980 гг., когда экипаж В. Потапов - А. Зыбин дважды завоевывали звания чемпионов мира.
За прошедшие три десятилетия в правила класса вносились изменения, однако план парусности, профили корпусов, швертов и рулей остаются неизменными с конца шестидесятых годов.
В январе 1993 г. ассоциация класса осуществила большую программу проверки целесообразности совершенствования вооружения и возможности повышения зрелищности гонок изменением дистанции.
Были проведены двухнедельные испытания, на которые ассоциация потратила почти US$22,000, чтобы гарантировать, что предложения по вооружению и формату гонок действительно могут благотворно отразиться на развитии класса.
Испытания проводились на 10 стандартных катамаранах, одном с увеличенными размерами грота и стакселя и двумя со спинакерами площадью до 32 м2. В 14 гонках было установлено, что увеличение парусности не приводит к значительному росту скорости, а катамараны со спинакерами сумели победить только в двух гонках из четырнадцати. В результате вооружение осталось прежним, а дистанции типа "лавировка - фордевинд" рекомендованы к использованию.
В мире насчитывается более 4500 катамаранов "Торнадо" и в ассоциации класса состоит свыше 1300 членов.
 
Статья с сайта www.sailing.ru.


| В начало | Меню | История | Фотогалерея | Статьи | Разное | Контакты |
Hosted by uCoz