| В начало | Меню | История | Фотогалерея | Статьи | Разное | Контакты |
меню
фотогалерея
история
те кто...
статьи
ссылки
гостевая книга
разное
контакты
назад
 

НАВИГАЦИЯ ПРИ ПЛАВАНИИ В ЛАВИРОВКУ

Ничто не вызывает у штурманов малой яхты такого количества хлопот, за исключением, пожалуй, тумана, как плавание в лавировку. Когда яхта идет одним галсом, штурман прокладывает курс по направлению к своей цели и рулевой правит на нее. Но при плавании в лавировку курс определяется направлением ветра, и штурман только записывает информацию и ведет прокладку по продиктованному ветром курсу. Недостаточно полагаться на способность рулевого держать постоянный курс - крутой бейдевинд, надо учитывать, что неожиданное изменение направления ветра может как улучшить, так и ухудшить ситуацию. Наличие встречного приливного течения - это еще один фактор, который следует учитывать, особенно в легкий ветер.

ЛИНИИ ОГРАНИЧЕНИЯ ГАЛСОВ

Чем сильнее отклоняется яхта от линии, направленной прямо на объект, расположенный с наветренной стороны, тем более вероятно, что она встретится с изменением направления ветра. Поэтому штурман, планируя переход, должен прокладывать курс яхты так, чтобы она не отходила далеко от этой линии. Сначала на карту наносят линию направления истинного ветра (от объекта). Затем проводят линии ограничения галсов, между которыми яхта будет идти в лавировку. На рисунке показаны два способа нанесения ограничительных линий в зависимости от того, будет лавировка короткой или длинной; можно использовать и комбинированный способ.
Линии ограничения галсов могут быть либо расходящимися от объекта, либо параллельными направлению ветра
 
Штурман должен предвидеть изменение ветра. Если перемены ветра не ожидается, линии ограничения галсов проводят на одинаковом расстоянии или под равным углом от линии ветра с каждой стороны от нее. Если предвидится значительное изменение ветра в каком-то одном направлении, линии ограничения галсов проведите так, чтобы наиболее выгодно использовать изменение ветра.

Чтобы выиграть в пути при изменении направления ветра, используйте линию ветра как первую линию ограничения галса и проведите другую со стороны предполагаемого изменения (отхода) ветра. Когда ветер изменится окончательно, можно держать курс непосредственно на объект

ПРИЛИВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ

Воздействие приливного течения может стать решающим при плавании в лавировку. Малая яхта, идя круто к ветру против сильного течения, вообще не продвигается к цели. Тогда лучше всего, наверное, войти в какой-нибудь порт или встать на якорь, пока направление течения или ветра не изменится. Если это невозможно, следует держаться на мелководье в стороне от сильного течения. Когда яхта лавирует против течения, скорость вымпельного ветра уменьшается, так как яхту сносит под ветер. При попутном течении наблюдается обратное. Когда течение направлено с подветренного борта перпендикулярно ветру, можно получить выигрыш за счет того, что скорость вымпельного ветра увеличивается и его направление изменяется так, что яхта может идти круче к ветру. Когда течение направлено с наветренного борта - эффект противоположный. Поэтому старайтесь располагать длинные галсы так, чтобы течение было направлено с подветренного борта.

При течении с подветренного борта вымпельный ветер меняется так, что яхта идет круче к ветру

НАВИГАЦИОННЫЕ ОШИБКИ И ПОГРЕШНОСТИ.

Имеющиеся на небольшой яхте навигационные средства не обеспечивают штурману требуемой точности измерений. Встречающиеся погрешности - это те неточности, которые штурман должен знать и учитывать. Однако между погрешностями и ошибками есть разница. Погрешности обычно ассоциируются с изначальной неточностью инструментов или навигационных методов, они неизбежны, но в известной степени предсказуемы. Ошибки. - результат неправильных расчетов или неверно понятой информации, и в основном они непредсказуемы.
Необходимо сделать все возможное, чтобы искоренить ошибки, уделяя повышенное внимание деталям и тщательно все проверяя. Важно выяснить заранее, в какой части расчетов скорее всего возможны ошибки и в какой степени, чтобы можно было дать на них поправку и получить точный результат.

ИСТОЧНИКИ ПОГРЕШНОСТЕЙ

Из инструментов, которыми чаще всего пользуются, лаг и компас -наиболее вероятные источники погрешностей. Девиация и погрешности компаса рассмотрены ранее. Погрешности в показаниях лага возникают не только в результате дефектов инструмента, которые можно выявить и сделать на них поправку, но также из-за условий эксплуатации. В легкий ветер паг может давать заниженные показания, но на волнении он скорее всего будет увеличивать значение скорости. Буксируемые лаги особенно подвержены погрешностям такого рода, Погрешность также может возникнуть при считывании показаний приборов. Обычно это происходит, когда шкала прибора расположена не прямо перед глазами человека. Неопытный рулевой иногда ведет яхту зигзагом, так как яхта имеет тенденцию приводиться к ветру (выбегать на ветер), особенно на полных курсах в сильные ветры. Рекомендуется периодически спрашивать рулевого, какой он держит средний курс по компасу, и в зависимости от этого делать свои расчеты. 

При считывании показаний с картушки компаса под углом возникает эффект параллакса

Информация навигационных справочников, особенно по приливам, - также предмет погрешностей. Однако как бы ни был точен штурман, некоторые погрешности в прокладке случаются. Даже если приняты все возможные меры для сокращения погрешности, расчеты по углу скорее всего будут на + 3" отличаться от истинных, а на картах малого масштаба при измерении расстояния (дистанции) возможны погрешности до полумили. Необходимо также помнить, что в штормовую погоду или при длительном ветре в одном направлении, появляется течение поверхностного слоя воды, которое сносит яхту в подветренную сторону от заданного курса.

УЧЕТ ПОГРЕШНОСТЕЙ

Убедившись в существовании погрешностей, поняв причины их возникновения и зная их возможные значения, штурман может сделать соответствующую поправку при счислении и прокладке курса и определении местоположения. Надо составить перечень всех возможных погрешностей и оценить их максимальные значения. Некоторые погрешности сбалансируют друг друга, а некоторые усилят неточности. Нанеся результаты на карту, штурман получит 4-угольник, в котором и должно находиться расчетное место яхты.

Сплошная линия -предполагаемый путь яхты. Расчетное место показано штриховым четырехугольником

При плавании в штормовую погоду яхта то поднимается на волну, то спускается с нее и лаг показывает расстояние, большее чем действительно пройдено


Статья с сайта www.1yachtua.com


| В начало | Меню | История | Фотогалерея | Статьи | Разное | Контакты |
Hosted by uCoz