Паруса
- Паруса - это главная часть вооружения яхты, ее
движитель. Шьют их из отдельных полос парусины - полотнищ. Швы, соединяющие
полотнища, располагаются под прямым углом к задней кромке - шкаторине -
паруса. Треугольный парус имеет переднюю, заднюю и нижнюю шкаторины,
независимо от того, грот это, кливер, стаксель или иной парус. Четырехугольный
парус имеет еще верхнюю шкаторину.
- На рис. 34 и 35 показаны основные части
треугольного и четырехугольного гротов.
- У треугольного паруса различают фаловый,
шкотовый и галсовый углы. У четырехугольного грота, имеющего два верхних угла,
передний угол называется верхним галсовым, задний - нокбензельным. Передний
нижний угол носит название нижнего галсового, задний, как и у треугольного
паруса, - шкотового угла.
Рис. 33. Парусность бермудского
кэча:
1 - грот, 2 - бизань, 3- стаксель, 4 -
бизань стаксель (апсель), 5-генуэзский стаксель, 6 - штормовой стаксель, 7 -
трисель, 8 - спинакер
Для прочности по шкаторинам парус обшивается
ликтросом - специальным тросом отлогого спуска. Углы паруса и другие места,
подвергающиеся большим нагрузкам, усиливают боутами - накладками из
парусины соответствующей формы. Ликтросы и боуты составляют как бы раму, которая
препятствует излишнему растяжению паруса. Ликовке* обычно подвергаются передняя,
нижняя и верхняя шкаторины парусов, задняя же ликуется только частично (у
углов). У передних парусов (стаксель, кливер) чаще всего ликуются только
передняя шкаторина и углы, у спинакера - все шкаторины очень тонким стальным
тросом. Передняя шкаторина передних парусов иногда ликуется стальным тросом.
Штормовые и некоторые дополнительные паруса, о которых речь пойдет дальше,
ликуются по всем шкаторинам.
* Неправильно называть ликтрос ликовкой, как это часто
делают. Ликтрос пришивают к парусу. Этот процесс и называется
ликовкой.
Рис. 34. Бермудский грот и его части
Рис. 34. Бермудский грот и его части
Рис. 35. Гафельный грот и его части
Задняя шкаторина грота всегда имеет больший или
меньший выгиб наружу - горб, который не может стоять без поддержки тонких
деревянных дощечек - лат, вставляющихся в соответствующие карманы. Латы
должны входить в карманы плотно, но без излишнего усилия. Карман делают длиннее
латы на 2-4 см. Латы могут быть короткими и сквозными. Короткие латы делают
тоньше у внутреннего и толще у наружного конца; самое тонкое место у сквозных
лат - примерно на одной трети длины от внутреннего конца, чуть толще они у
внутреннего и еще толще у наружного конца.
- Латы делают из упругого и нехрупкого дерева (ясень, сосна,
орех и др.) или из слоистых пластиков типа текстолита. Чтобы они не упирались
во внутренний торец кармана и надежно поддерживали заднюю шкаторину, внутрь
кармана обычно вшивают резиновую полоску, которая оттягивает лату
наружу.
- Сквозными латами можно регулировать в небольших пределах
величину и положение "пуза" паруса.
- Для предохранения задней шкаторины от растяжения внутрь ее
кромки пропускают тонкую крепкую снасть - бу-линь, который можно
подтянуть или ослабить - выбрать или потравить, в зависимости от
условий работы паруса. Булинь одним концом заделывают около фалового
(нокбензельного) угла; другой его конец выходит около шкотового угла. У
генуэзских стакселей иногда ставят булинь по нижней шкаторине, чтобы
регулировать "пузо" паруса в нижней его части. Поперек паруса, параллельно
нижней шкаторине, проделаны ряды люверсов - окантованных отверстий,
через которые при уменьшении площади паруса - взятии рифов -
пропускаются тонкие снасти, называемые риф-штертами. Эти ряды люверсов
усилены полосками парусины- риф-бантами. В настоящее время сплошные
риф-банты применяют редко, чаще - в виде ромбовидных накладок около каждого из
люверсов Обычно их делают два-три ряда, почему и говорят "взять два (один,
три) ряда рифов", то есть уменьшить парус настолько, чтобы притянуть к гику
второй (первый, третий) ряд риф-бантов. У конца риф-бантов делают
риф-кренгельсы - веревочные петли с заделанными внутрь металлическими
кольцами - коушами. В передний риф-кренгельс продергивается
штык-болт, а в задний - риф-шкентель - снасти, которыми парус при
рифлении притягивают к гику. Кренгельсы также заделываются по углам
парусов.
- Чтобы увеличить ширину треугольного грота в верхней части, к
боуту фалового угла крепят или вставляют внутрь небольшую головную (фаловую)
дощечку, ширина которой огра ничена правилами обмера.
- Грот крепится к гику своим галсовым углом обычно за
соответствующую оковку у пятки (внутреннего конца) гика с помощью такелажной
скобы или болта. Нижняя шкаторина грота растягивается вдоль гика
грота-шкотом - специальной снастью, заделанной в кренгельс шкотового угла.
Передняя и нижняя шкаторины крепятся к гику или мачте одним из следующих
способов (рис. 36):
- - шкаторина продергивается внутрь круглого паза с губками
(лик-паза) на гике или мачте (рис 36, А и Е);
- - через люверсы по шкаторинам пришиваются ползуны,
которые либо входят внутрь охватывающего их рельса, либо сами охватывают рельс
(рис. 36, Б, В,Гп Д}.
- - шнуровка продергивается через люверсы по шкаторинам
и охватывает гик (или гафель);
- на гафельном гроте таким образом крепится передняя шкаторина
- тогда шнуровку называют слаблинем;
- - охватывающие мачту кольца, которые прикрепляются к передней
шкаторине гафельно-го грота; эти кольца называют сегарсами. Чтобы при
постановке грота сегарсы не заедали, спереди их соединяют тонким тросом;
расстояние между ними должно быть равно расстоянию между люверсами на передней
шкаторине
- Передние шкаторины передних парусов соединяются со штагами
карабинами (их привязывают к передней шкаторине и надевают на штаг) или
такелажными скобами - мочками (см. рис. 51).
Статья с сайта www.1yachtua.com
|