|
| В начало |
Меню |
История |
Фотогалерея |
Статьи |
Разное |
Контакты |
Катамаран "Торнадо"
Основные характеристики:
Длина наибольшая | 6.09 м |
Длина по ватерлинии | 5.78 м |
Ширина наибольшая |
3.01 м |
Ширина корпуса по КВЛ |
0.33 м |
Осадка корпусом/швертом |
0.19/0.78 м |
Масса |
160 кг |
Площадь парусности |
|
общая |
21.8 м2 |
грота |
15.3 м2 |
Экипаж |
2 чел. |
Катамаран спроектирован в 1966 году англичанами
Роднеем Мачем, Терри Пирсом и Регом Уайтом - впоследствии руководителем
фирмы "Сайлкрафт", первой освоившей серийный выпуск этого типа судов, первым
олимпийским чемпионом в классе "Торнадо" и двукратным чемпионом мира. Через
год, благодаря победе Уайта в отборочных соревнованиях среди полутора десятков
катамаранов аналогичного типа и размерений, "Торнадо" получил статус международного
класса - монотипа IYRU, а в 1972 году, когда общее число зарегистрированных
катамаранов превысило 1000 единиц, гонки на "Торнадо" были включены в программу
олимпийской регаты 1976 г. в Кингстоне.
Катамаран строится как с корпусами из
дерева, так и формованными из стеклопластика. Корпуса соединяются между
собой с помощью двух поперечных балок - прессованных из легкого сплава
труб обтекаемого профиля. Экипаж размещается на тенте из нейлоновой ткани,
натянутом между корпусами и поперечными балками. Тонкая оболочка корпуса
из стеклопластика подкреплена изнутри парой стрингеров. В носовой части
каждого корпуса вклеена плита из пенопласта, обеспечивающая необходимую
жесткость и служащая одновременно блоком аварийной плавучести. Каждый корпус
снабжен швертовым колодцем. Идентичность обводов корпусов при обмере проверяется
при помощи шести поперечных лекал - шаблонов, которые устанавливают в определенных
сечениях по длине корпуса.
Алюминиевая мачта обтекаемого профиля
устанавливается на сферическом подпятнике, ванты, штаг и трос трапеции
крепятся к ней в одной точка, обеспечивая возможность поворота мачты в
зависимости от курса относительно ветра. Катамаран оборудуется большим
количеством стопоров и приспособлений для настройки вооружения. Грот снабжен
сквозными латами и имеет форму задней шкаторины, близкую к эллиптической.
"Торнадо" снабжен трапецией, Она позволяет удерживать судно в наиболее
выгодном для развития максимальной скорости положении - с приподнятым наветренным
поплавком.
В СССР первые "Торнадо" появились в 1973
г., хотя и до этого времени наши яхтсмены с гоночными катамаранами уже
были хорошо знакомы: с 1965 г. у нас проводились соревнования всесоюзного
масштаба на катамаранах класса "В".
На международной арене наши гонщики достигли
наибольших успехов в 1978 -1980 гг., когда экипаж В. Потапов - А. Зыбин
дважды завоевывали звания чемпионов мира.
За прошедшие
три десятилетия в правила класса вносились изменения, однако план парусности,
профили корпусов, швертов и рулей остаются неизменными с конца шестидесятых
годов.
В январе 1993 г. ассоциация класса осуществила
большую программу проверки целесообразности совершенствования вооружения
и возможности повышения зрелищности гонок изменением дистанции.
Были проведены двухнедельные испытания,
на которые ассоциация потратила почти US$22,000, чтобы гарантировать, что
предложения по вооружению и формату гонок действительно могут благотворно
отразиться на развитии класса.
Испытания проводились на 10 стандартных
катамаранах, одном с увеличенными размерами грота и стакселя и двумя со
спинакерами площадью до 32 м2.
В 14 гонках было установлено, что увеличение парусности не приводит к значительному
росту скорости, а катамараны со спинакерами сумели победить только в двух
гонках из четырнадцати. В результате вооружение осталось прежним, а дистанции
типа "лавировка - фордевинд" рекомендованы к использованию.
В мире насчитывается более 4500 катамаранов "Торнадо"
и в ассоциации класса состоит свыше 1300 членов.
Статья с сайта www.sailing.ru.
| В начало |
Меню |
История |
Фотогалерея |
Статьи |
Разное |
Контакты |
|