|
Определение направлений в море.
Перевод и исправление румбов.
Зная положение истинного
меридиана наблюдателя, т.е. направления на
географические (истинные) полюса Земли (Nи и -Sи, мы
можем определить направление на любой предмет,
расположенный на земной поверхности. Для этого
надо лишь измерить угол, заключенный между
нордовой частью линии истинного меридиана и
линией на предмет.
Узнать величину этого угла можно с помощью
компаса и пеленгатора. Но беда в том, что стрелка
магнитного компаса под действием сил земного
магнетизма располагается не в плоскости
истинного меридиана, а в плоскости магнитного
меридиана и указывает направления на магнитные
полюса Земли (Nм и Sм). Угол, заключенный между
направлениями на норд истинный и норд магнитный,
называется магнитным склонением и обозначается
буквой d. Склонение может быть остовым и иметь
знак плюс, если магнитный меридиан отклонился от
истинного к востоку, и вестовым (знак минус), если
отклонение к западу. Магнитное склонение-важный
элемент в кораблевождении, поэтому оно
указывается на морских навигационных картах.
С течением времени магнитные полюса меняют свое
положение. Величина годового изменения
склонения в различных точках земной поверхности
колеблется от О до 0,3°. Это явление делает
необходимым при расчете истинных направлений
вводить поправки на указанное на карте
склонение, т. е. приводить его к году плавания в
данном районе моря.
Кроме действия сил земного магнетизма, на
стрелку магнитного компаса влияют силы
магнитного поля самого корабля, в результате
чего она отклоняется от плоскости магнитного
меридиана и располагается в плоскости своего
компасного меридиана. Угол, заключенный между
плоскостью магнитного меридиана и плоскостью
компасного меридиана, называется девиацией. Она
обозначается буквой греческого алфавита d(дельта). Если стрелка магнитного компаса
отклонится к востоку от магнитного меридиана
-девиация называется остовой и имеет знак плюс,
если отклонится к западу-называется вестовой и
имеет знак минус. Девиация магнитного компаса,
зависит от курса корабля.
Для того чтобы компас стал надежным указателем
направлений в море, производят компенсацию
девиации, после чего определяют ее остаточное
значение на восьми курсах (N, NOst, Ost, SOst, S, SW, W и NW) и
рассчитывают таблицу девиации.
Алгебраическая сумма значений склонения и
девиации составляет общую поправку компаса,
которая обозначается символом D к. Общая поправка также может быть
остовой и иметь знак плюс или вестовой, и иметь
знак минус. Общую поправку компаса, склонение и
девиацию связывают следующие выражения:
D к =d + d ;
d = D к - d
; d = D
к - d.
При расчете общей поправки компаса склонение
снимают с карты и приводят к году плавания, а
девиацию выбирают из таблицы девиации на
компасный курс.
В практике кораблевождения приходится иметь
дело с курсом корабля и пеленгом.
Курсом корабля называется угол на плоскости
горизонта между нордовой частью меридиана и
диаметральной плоскостью корабля. Пеленгом
называется угол на плоскости горизонта между
нордовой частью меридиана и линией, указывающей
на предмет. Курсы и пеленги отсчитываются от
нордовой части меридиана по часовой стрелке от 0
до 360° и могут иметь наименование истинных (ИК,
ИП), магнитных (МК, МП) и компасных (КК, КП)..
Направление, отличающееся от истинного
(магнитного, компасного) пеленга на 180°,
называется обратным истинным (магнитным,
компасным) пеленгом и обозначается
соответственно ОИП, ОМП, ОКП.
На морской карте всегда прокладываются
истинные направления, а рулевому для удержания
корабля на истинном курсе рассчитывается и
задается компасный курс. Поэтому очень важно
знать величины и знаки склонения и девиации,
уметь правильно переходить от компасных
направлении к истинным и обратно. Переход от
компасных направлений к истинным называется
исправлением румбов, а переход от истинных
направлении к компасным-переводом румбов. Для
перевода и исправления румбов существуют
следующие формулы:
ИК = КК + D к и КК = ИК - D
к
Чтобы проложить на карте пеленги, снятые по
компасу, их надо исправить обшей поправкой
компаса, действующей на курсе, которым шел
корабль в момент взятия пеленгов:
ИП = КП + D к ; КП = ИП - D
к
Перевод и исправление румбов считается очень
ответственной работой судоводителя, поэтому ее
следует выполнять со всей тщательностью,
небрежность и ошибка в расчете могут привести к
навигационной аварии. Чтобы избежать возможных
ошибок в знаках d и d при расчете по
приведенным формулам, судоводителю для
наглядности рекомендуется производить
графическое построение.
Существует и другой способ указания
направления - от линии курса корабля. Угол между
диаметраль ной плоскостью корабля и линией,
направленной на предмет, называется курсовым
углом (У К). Он считывается до 180° вправо и
влево от носа корабля, который в этом случае
принимается за 0°. Указывая направлении на
какой-либо предмет, называют борт и число
градусов, например: "Справа 30 - белая пирамида"
илки"Слева 25 - плавающий предмет" и т. п.
ИП = ИК + КУ п. б.
(правого борта);
ИП = ИК - КУ л. б.
(левого борта).
Статья с сайта www.1yachtua.com
|